<section class='header'> ← Назад
Каверзные вопросы к ИТ-компании
5 мин
28 марта состоялось большое мероприятие Cnews, посвященное заказной разработке в России. Ведущие эксперты, представители власти и ИТ-сектора обсудили, что происходит в ИТ-отрасли, как меняются вызовы, стоящие перед бизнесом и разработчиками в 2024 году, а также, каковы реальные темпы импортозамещения.
5 мин
Как устроена заказная разработка?
Ответы наших специалистов помогут оценить современную обстановку в этом ИТ-направлении. Будем опираться на свой опыт и компетенции и поговорим обо всем: от технологий до стратегии HR бренда.Искусственный интеллект заменит разработчиков?
Нет, никто не заменит разработчиков. Во всяком случае, в ближайшие несколько лет, и при условии, что вы — хороший разработчик).
Аудитория чата GPT насчитывает миллионы пользователей, около половины зарубежных компаний внедряют этот инструмент в свои процессы. В сторону применения больших языковых моделей смотрят и в России. Но я хочу отметить, что в нашем случае речь идет скорее не о разработке, а об HR-процессах, планировании, администрировании, ведении коммуникаций.
Заменить опытного и знающего специалиста с помощью нейросетей пока не получится. Но вот облегчить рутинную работу и высвободить его для более сложных задач — уже можно. В рамках собственного эксперимента Девелоника смогла повысить производительность программистов и тестировщиков (уровня мидл или сеньор) на 20-30% в месяц. Это была тестовая группа на внутренних проектах. Результат вполне приемлем: если для хорошего крепкого специалиста создать 50 тест-кейсов — задача на несколько часов, то GPT справляется с таким объемом за пять минут.
Само присутствие технологии на российском рынке только начинает набирать обороты. Ведутся разработки отечественных моделей, развивается правовое поле регулирования внедрения и использования LLM. Поэтому очень советуем (как ИТ-компания) обратить свое внимание на компетенции, связанные с ИИ. Они уже выглядят преимуществом у современного кандидата.
Государство вмешивается в ИТ-проекты?
Если напрямую отвечать на этот вопрос, то ответ совершенно очевиден). Государство не вмешивается в IT-проекты.
Но оно регулирует IT-отрасль и вообще взаимоотношения между контрагентами. Но что касается IT-проектов, государство (если рассматривать его как некий регулятор) может регламентировать взаимоотношения с госзаказчиками, что по своей сути не является «вмешательством в проект».
Есть регламенты, которые позволяют правильно и корректно выстраивать взаимоотношения с той или иной государственной структурой, которая является для нас заказчиком.
Проект, безусловно, идет согласно тем требованиям, которые были озвучены при старте. Но госзаказчик, как и любой другой заказчик, конечно же, пытается повлиять, чтобы проект наиболее соответствовал его ожиданиям. Несмотря на то, что мы с одинаково глубоким вниманием относимся к потребностям каждой компании из любой отрасли, и все же, с госами взаимоотношения особо тонкие. Мы здесь должны учитывать массу факторов, которых, возможно, нет на обычных коммерческих проектах.
Для нас это совершенно нормальная и естественная среда, Ведь задача Девелоники как разработчиков сделать проект именно таким, каким его видит заказчик, в том числе с точки зрения экономического эффекта. Факт того, что государство регулирует взаимоотношения с госзаказчиком, скорее большой-большой плюс. Диалог позволяет выстраивать эффективное взаимодействие.
Олег Вылегжанин в марте 2024 года был удостоен Почётной грамотой Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и лично награжден Максутом Шадаевым, министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Есть ли риск монополии технологических гигантов в российской разработке?
Потенциально, это возможно.
Потому что, когда все бегут делать одно и тоже, то все может случиться. И как в той известной легенде: выживет только один. Тот, кто показывает более качественные результаты.
На российском рынке так произошло с 1С. Хотя у нас есть и другие варианты: ПАРУС, Галактика ERP, Global ERP. Но они заняли какие-то свои ниши и там сидят. И, конечно, с 1С им не сравниться. И все же к 2024 году уже появляются другие альтернативные решения. Более новые и архитектурно лучшие. В перспективе они могут создать конкуренцию, возможно, не только в нишевых областях.
Российские разработчики закрывают потребности в разных отраслях экономики и места тут хватает всем. Например, посмотрите на рынок облачных решений. Яндекс.облако, VK Cloud, ActiveCloud от Softline, CloudМТС, Ростелеком и так далее. Вот пример разнообразия, потому что под разные задачи требуются разные варианты ПО. Опять же, давайте не будем забывать, что на наш рынок может прийти программное обеспечение из дружественных стран.
Появление монополистов можно рассматривать из какого-то объединения игроков на рынке. Или, еще один маловероятный вариант — появление одного большого государственного интегратора, который заберет на себя все задачи. Так, Ростелеком сегодня — компания, которая берет на себя большую часть государственных проектов. И все равно одна ИТ-компания не сможет объять необъятное.
Кто может стать таким лидером? В условиях конкурентной борьбы это будет тот игрок, который использует более выигрышную модель, пока другим может не хватить опыта, вычислительных мощностей, бюджетов или времени. У кого лучше и сильнее выстроен хард и софт баланс, у кого правильно связаны бизнес-процессы.
Где-то нужно брать скоростью и оперативностью работы, где-то технологическими ноу-хау и особенностями архитектуры решений. Если говорить про аппаратную часть, приведу такой пример. В разговоре со специалистами, которые занимаются разработкой чипов в России, я узнал, что в этом направлении достаточно альтернативных решений. Причем там не требуются супермощные процессоры, решение максимально эффективно именно за счет особенного выстраивания архитектуры.
Почему импортозамещение оказалось столь тяжелым процессом?
Потому что стоят очень масштабные задачи.
Вот какой небоскреб вы построите за месяц? Сложное инженерное сооружение требует времени на строительство, проектирование, проверки.
Также и с российскими ИТ-системами. Большая часть технологий и ПО, что использовались в России — была нажита непосильным трудом. Это долгие годы экспериментов, инвестиций, огромное количество опыта проб и часто — чужих ошибок.
Весь рынок представлен в динамике, все меняется, включая подзадачи бизнеса: автоматизацию, интеграцию, цифровизацию. Поэтому задачу импортозамещения нужно не «просто решить», а уметь адаптироваться к изменениям по мере ее решения.
Такая работа связана как и с организационными, так и с технологическими моментами. Требуется большой опыт у специалистов, который, увы, есть не во всех направлениях. Нужно больше мощностей отечественных вендоров, чтобы поддерживать решения у бизнеса. Ну, и конечно, нужно больше времени. За год невозможно освоить все ракетостроение. А заказная разработка нужна во всех отраслях, включая очень специальные и узкопрофильные ниши. Вносит свою лепту кадровый голод и отток ИТ-кадров, случившийся в последние годы.
Если коротко объяснить, почему импортозамещение ПО занимает длительное время, то можно ответить так: «9 женщин не могут родить за один месяц». Все идет своим чередом. ИТ-отрасль справляется с вызовами и уверенно, хоть и не быстро, решает свои задачи.
Заказная разработка — это работа с кодом и только?
Заказная разработка — это работа с людьми и бизнесом с эффективным использованием технологий.
Она начинается со знания проблем заказчика, его целей и бизнес-требований. Это ИТ-направление давно выросло из простой работы со строками кода в огромное количество решаемых задач.
Современной ИТ-компании важно не просто пытаться угадать мысли и желания заказчика, а уметь анализировать обстановку, думать наперед, проявлять инициативу и успевать за рынком. Да, часть проектов связана с созданием ПО с нуля, доработкой ИТ-решений или сопровождением систем. Но все больше играет роль создание и упаковка Ит-продукта. Когда бизнес хочет вывести на рынок новый продукт, разработчики должны обеспечить полную экспертизу, в том числе не только на техническом уровне, но и на любом другом. По выстраивании процессов, по конкурентным преимуществам, по маркетинговому уровню, по набору специалистов на проект. И так далее.
Помимо этого, должна соблюдаться клиентоориентированность и внутри компании-разработчика. Наша задача — помочь, как с погружением в тренды и тенденции рынка, так и с пониманием, что сделает продукт наиболее востребованным. Мало сделать качественную систему с технической стороны. Нужно предложить рекомендации по улучшению, продвижению и применению продуктов в будущем. Поэтому совершенно точно могу сказать, что работа с кодом — это только верхушка айсберга в нашей отрасли заказной разработки ПО.
Трудно ли было объединить в единый бренд 3 разных компании в разных городах?
Безусловно, это было сложно.
Любое объединение, если мы возьмём примеры из реальной жизни, сложный процесс. Договориться о чем-то даже с самим собой непросто, не говоря уже про другого человека. Сколько философских книг и методик написано и существует, о том, как разрешить конфликты, как договориться, как убедить собеседника. А перед нами стояла задача объединить компании с двадцатилетним стажем работы, со своим легаси, с уникальной культурой и отношением к работе.
Выстроить единый процесс — не так просто. И одно из слагаемых успеха, когда вы сохраняете важные для компаний ценности и предпринимательскую открытость. Системы рождаются из хаоса, а интеграция строится из множества систем. Прозрачность изменений — ключевой фактор по борьбе с возражением. Если мы хотим изменить какую-то систему, обязательно нужно выстраивать её максимально прозрачной. Чтобы было понимание, где вы находитесь сейчас и понимание, до какой вершины вы хотите дойти.
Объединение в единый бренд требует гибкости мышления, умения и готовности действовать в условиях абсолютной неопределенности. На каждом уровне необходимо подготовить сотрудников к восприятию альтернативного мнения, новых аспектов в привычной рабочей обстановке, к адаптации своей позиции.
При этом нужно выстроить новые правила игры, не нарушив целостность текущих процессов. Сделать это с определённым трансфером перехода на новые системы управления. И основной инструмент для работы — коммуникация. Способность через вербальный и невербальный аппарат донести существенные изменения, результаты и выгоды. И вот когда вы понимаете друг друга, договариваетесь об общих понятиях и правилах предоставления обратной связи, прорабатываете стратегию изменения и трансформации, объединение или любая интеграция становится более управляемой.
Что произошло с корпоративной культурой? Теперь это гибрид как гидра или одна общая философия?
Мы строим новый бренд, основанный на сложившихся ценностях, где ключевую роль играет сотрудник. Это неразрывно связано с философией компании.
Создание пространства, где наши коллеги могут самостоятельно проектировать свое развитие внутри Девелоники.
Если у нас ограничения? Да, безусловно, как у любой компании. Но наша цель — предоставлять сотрудникам максимально комфортную среду для самореализации и накопления опыта, обеспечить условия и применимость его профессиональных качеств на проектах.
Кто теперь станет союзниками и партнерами российской ИТ-отрасли?
Вероятнее всего, одним из важных региональных центров станет Азия.
Именно туда обращает свой взор ИТ-отрасль в контексте импорта и экспорта своих решений после 2022 года.
В Индии, допустим, много американских решений, она не очень подходит. Но вот Китай еще 10-12 лет назад сильно ушел в политику собственных разработок. Он импортозаместился и прекрасно себя чувствует, имея в арсенале вполне себе адекватные и крутые ИТ-продукты и услуги. Что касается аппаратных и программных вещей интересных в РФ, это это решения для производства (склады, логистика, доставка), а также для ритейла и e-com.
Но с точки зрения консалтинга китайцам будет непросто. Подавляющее большинство их решений направлено на собственные реальность и обстановку. Китай растит внутри сильный, огромный собственный рынок во всем: от технологий до одежды. Многие производители даже не думают об импорте своей продукции, у них нет маркетинга во вне. И на текущий момент, российский рынок для них — всего лишь одна из точек выхода, но никак не основная. Я разговаривал с разработчиками софта и мне говорили: «Вот мы для своего рынка делаем, у нас тут всё нормально. А как на другие выходить — в Азию, Ближний Восток, в РФ? Нам вроде надо, но как?»
Так что сотрудничество остро поставит вопрос доработки решений. Речь не просто про перевод, а про локализацию и модификацию ПО, которые потребуют очень тесной интеграции и сближения систем.
Для бизнеса в РФ ограничением станет ориентация на софт, которые включен в Реестр отечественного ПО. Пока это можно решить костылями: формируется совместное предприятие или код передаётся российским разработчикам, а они уже на базе этого кода делают ветку российского решения. Выбор вектора на другие рынки осложняется проблемой финансовых переводов. Есть определённые сложности из-за санкций и не все банки готовы брать на себя риски.
Назовите вашу собственную разработку, успешно применимую в компаниях страны?
Мы создали BPM-платформу, которая занимает промежуточное положение между чистой заказной разработкой и готовыми отраслевыми решениями. Она называется «Кроникс-М» и разработана нашими специалистами.
С одной стороны, как продукт, «Кроникс-М» предоставляет готовый набор инструментария для создания самых разнообразных решений (бизнес-процессы, производственные процессы, мониторинг работы оборудования и пр.). С другой — значительно сокращает время и стоимость разработки систем, а главное — стоимость их дальнейшей поддержки, давая возможность заказчикам самостоятельно вносить изменения без привлечения разработчиков.
В конце 2023 года она вошла в Реестр Отечественного По и заняла там свое почетное место среди конкурентов. Подробно узнать об ИТ-решении можно тут.
На текущий момент «Кроникс-М» уже применим в цехах ВГОКа (Высокогорский горно-обогатительный комбинат«, входящий в группу компаний НПРО «Урал»). Решение отлично продемонстрировало себя в организации управления бизнес-процессами на производстве. Например, благодаря автоматизации и цифровизации процесса выдачи электронных наряд-заданий бригады комбината смогли сэкономить до 6 человеко часов в неделю. Если раньше это время уходило на бумажную волокиту, согласования и хождения по цеху, теперь за пару секунд работник получает все необходимые уведомления и задачи. Сам же контроль работ ведется посредством мобильного приложения начальником участка. Еще один заказчик, которые активно внедряет в свою инфраструктуру BPM-платформу, относится к сфере логистики и авиаперевозок. Наземный оператор использует «Кроникс-М» на нескольких процессах. В течение этого года мы завершим большой этап и обязательно расскажем о нем подробнее.
Есть вопросы к нашим экспертам? О чем еще из мира заказной разработки вы хотите узнать?
Пишите в комментарии или отправляйте их на почту info@develonica.ru. И подписывайтесь на телеграмм-канал и оставайтесь на связи.-
«Девелоника» (ГК Softline) подтвердила лидерство в области заказной разработки РФ
ГК Softline (ПАО «Софтлайн»), ведущий поставщик решений и сервисов в области цифровой трансформации и информационной безопасности, развивающий комплексный портфель собственных продуктов и услуг, объявляет о лидерстве «Девелоники» (ГК Softline) в рейтинге компаний по заказной разработке ПО 2024.
-
ERP в РФ: куда не поверни – везде заказная разработка
Не так давно мы выпустили на globalcio.ru первую часть большого аналитического материала по кастдеву в промышленности. Еще специалисты Девелоники съездили на ЦИПР, чтобы других посмотреть да себя показать.