Ход на опережение. Как разрабатывалось отечественное решение обработки телексных сообщений для авиаотрасли

Источник:
Logistics

Летом 2022 года шестой пакет санкций отключил ряд системно-значимых кредитных организаций России от SWIFT - международной системы передачи финансовых сообщений между банками. На операциях внутри страны это не отразилось, так как ещё в 2014 году в России предусмотрительно разработали и внедрили свою систему передачи финансовых сообщений. Но возникла опасность того, что с очередным пакетом санкций страну отключат и от других систем передачи данных, например SITA - системы обработки телексных сообщений в аэропортах и авиакомпаниях. Она имеет критическое значение для авиаотрасли, так как является неотъемлемой частью основного бизнес-процесса. Модуль был разработан швейцарской компанией, и может попасть под санкции наряду с бельгийской SWIFT. Отечественные разработчики решили сделать ход на опережение и создать собственный импортозамещенный модуль обработки телексов.

А кто такие телексы большой-большой секрет

Это стандарт, которым пользуются все участники авиаперевозок мира. Он перекодирует данные в нужный формат, понятный для грузоперевозок: какой рейс прилетел, какие ворота, как распределить багаж и так далее.

Telex - акроним от «Telegraph Exchange service» (сервис телеграфного обмена). Первые телексные сети появились в 1930-х годах, в Германии и Великобритании, и, благодаря своему удобству, стали активно развиваться. Тогда же был зафиксирован очень важный принцип: сообщение, переданное по таким сетям, считается документом.Транспортные компании пользовались телеграфной связью до 80-х годов прошлого века. Сегодня для отправки телекс используются современные каналы связи, но аббревиатура сохранилась.

В грузоперевозках и логистике есть собственные узкие ниши. Например, грузоперевозки в аэропортах. Компании, которые занимаются доставкой и распределением грузов, должны работать с определенным программным обеспечением. Оно позволяет обрабатывать телексные сообщения, которые приходят из различных информационных источников. Таким образом, грузоперевозчики получают информацию от диспетчерских служб аэропорта через систему обработки телексных сообщений.

Ход на опережение от проблемы к ее решению

В марте этого года из России ушла компания SITA, которая производила расчеты для авиации, такие как время в пути, предварительная загрузка, эшелон полета, планируемая заправка керосином, запасные аэродромы по маршруту. Российские пилоты перешли на отечественный софт «Аэролоция». Но для обмена информацией между грузоперевозчиками и авиацией все еще используется канал связи SITA, а модуль приема и отправки телексов SITA остается приоритетным.

Российские разработчики создали собственный алгоритм обработки сообщений и разработали «с нуля» аналогичное модулю приема и отправки телексов программное обеспечение. Отечественный модуль - построен на Open Source-фреймворках и практически не имеет аналогов в России.

У разработки есть ряд преимуществ перед швейцарским аналогом:

  • это полностью российское решение, которое соответствует тренду на импортозамещение и не попадет под санкции;
  • это открытое решение, основанное на Open Source - компонентах. Все коды открыты, а это значит, что продукт не содержит вирусов, скрытых вкладок или чужого платного софта внутри;
  • система встраивается в любую действующую инфраструктуру без остановки бизнес-процессов. Нет необходимости покупать дорогостоящий комплекс для полной замены инфраструктуры;
  • решение кастомизировано под потребности конкретного заказчика;
  • разработанное ПО становится собственностью компании-заказчика без абонентской платы за использование.

Разработка “с нуля” - взгляд в “Черный ящик”

Созданием отечественного программного обеспечения занималась команда ИТ-специалистов с 20-летним уникальным бэкграундом разработки продуктов и решений. Поэтому с точки зрения технологий сложностей не возникло. Но процесс построения такого алгоритма обработки данных, который бы гарантировал 100% точность расшифровки оказался похож на работу с “Черным ящиком”. Сервер заказчика стал задачей с множеством неизвестных нюансов и исключений, которые нужно учитывать.

Таким образом архитекторы пришли к необходимости проведения одинадцати тестирований гипотез. В начале проекта было семь видов телексов, в ходе проекта их стало уже 40, которые тоже делились на подвиды. По каждому виду сообщения проводилась отдельная проверка в промышленном масштабе. Специалисты перегружали на сервер заказчика алгоритм обработки одного конкретного сообщения и проверяли его работу в режиме реальной работы, без остановки бизнес-процессов.

За три месяца тестирований и построений различных кодов, разработчики получили собственный импортозамещенный модуль обработки телексов. Инструмент критически-важный для всех грузовых терминалов и грузооператоров в аэропортах. Такой продукт, который позволит авиаотрасли заменить одну из своих систем и функционировать без страха отключения от модуля SITA.

Индивидуальный подход для безопасности авиаотрасли

Десятилетиями авиакомпании и аэропорты пользовались стандартами и софтом компании SITA, а массовый запрос на альтернативные продукты отсутствовал. Сейчас на рынке постепенно появляются импортозамещенные решения новых вендоров и команд-разработчиков - это период поиска оптимального варианта, который подойдет большинству организаций. Такая ситуация задала тренд на кастомные разработки - решения спроектированные под потребности индивидуального заказчика, в данном случае, аэропорт или авиакомпанию.

В числе преимуществ кастомной разработки:

  • пластичность. Функционал продукта может меняться и дополняться в зависимости от запросов. Проблема коробочного софта — сложность его подбора, в большинстве случаев, стандартное решение не встроиться в инфраструктуру заказчика с ожидаемой органичностью и потребует доработки и сопровождения.
  • надежность. Разработчик изначально закладывает в продукты моменты, связанные с интеграцией, просчитывает все нюансы организации и отрасли.
  • бесшовный подход. В процессе перехода не придется останавливать все процессы — миграция проходит максимально мягко.

У кастомной разработки есть несколько минусов:

  • необходимо время на разработку индивидуального решения. Но с учетом того, что программное обеспечение готовится под конкретную компанию, в остальную инфраструктуру оно встраивается проще и быстрее, чем готовое коробочное решение.
  • стоимость: она существенно выше, чем у коробочных решений.

Универсального решения на сегодняшний день нет, но в авиации нужно руководствоваться приоритетами - комфортом пассажиров и безопасностью полетов.

О важности импортозамещения в авиаотрасли

Аэропорты являются объектами критической информационной инфраструктуры, переходить на отечественные разработки их обязывает указ Президента от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".Аэропорты являются объектами критической информационной инфраструктуры, переходить на отечественные разработки их обязывает указ Президента от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

В марте Владимир Путин заявил о необходимости развития собственной авиационной отрасли в стране. И успешный опыт разработки и внедрения отечественного модуля обработки телексов показал, что Россия не нуждается в продуктах и решениях западных поставщиков. В нашей стране есть ИТ-специалисты с достаточным потенциалом и опытом для организации импортозависимости самых сложных сегментов.

Похожие задачи?

Обсудить задачу с экспертом

СМИ о нас

скоро